История Гали Дьяконовой, ставшей музой Дали


ИСТОРИЯ ГАЛИ ДЬЯКОНОВОЙ, СТАВШЕЙ МУЗОЙ ДАЛИ!

Более 100 лет назад в городе Казани родилась девочка Галя, которая выросла и стала богиней. Впрочем, сначала она была просто Галиной Дмитриевной Дьяконовой... 
Ее происхождение и первые 17 лет жизни не предвещали блестящей судьбы. Родившись в 1894 году в семье простого казанского чиновника, девушка рано лишилась отца. Мать вышла замуж за адвоката, и семья переехала в Москву. А затем случилась беда. Семнадцатилетней Галине поставили страшный и привычный для того времени диагноз: туберкулез, или чахотка. У отчима нашлись деньги, и девушку отправили в санаторий в Швейцарию. 
С ЭЖЕНОМ Полем Гренделем, вошедшим в историю как поэт Поль Элюар, Галина познакомилась там же, в швейцарском санатории. Она вовремя поняла, что перед ней необыкновенный талант, - этот чудесный дар распознавать божественную искру в мужчинах она счастливо сохранит на всю жизнь. Именно тогда женщина стала называть себя Гала - с ударением на последнем слоге. Быть может, от французского слова, обозначающего "веселый, оживленный"?.. 
Галина Дьяконова вернулась в Россию через год - излечившаяся, влюбленная и любимая. Эжен писал ей пылкие письма, похожие на стихи, и стихи, похожие на любовные признания. Она отвечала ему той же нежностью, называя "мой птенчик", "мой маленький", "мой ребенок". Она всегда хотела быть матерью своим мужчинам... 
Когда разразилась Первая мировая война, Эжен стремился на фронт, а Галина из заснеженной России умоляла его не рисковать. Но кроме разлучившей их войны существовала еще воля отца поэта. Он был категорически против мезальянса своего сына с "этой русской девушкой". И здесь Гала впервые в жизни проявила дар житейской хватки и гибкости. Она стала писать письма матери Элюара - и та вскоре встала на сторону влюбленных! В феврале 1917 года русская девушка приезжает в Париж и становится женой Поля Элюара. Поль, обезумевший от любви, не считается с расходами: нарядные туалеты, путешествия, рестораны, изысканное общество. 

Купаясь в роскоши, Гала продолжает культивировать в муже чувство, схожее с чувством сына к матери. Гала не забывалась ни на минуту. Она была самоотверженна, терпела его измены и надеялась, что навсегда сохранит в нем чувство непомерного обожания, но... Это был всего лишь первый гений на ее пути, и она только училась. 
Их любовь была уже на излете, когда Гала родила дочь Сесиль, которая вызвала к жизни знаменитое ужасное признание Элюара: "Дети - это гибель любви..." Осознав, что она больше не обожествляемая богиня, Гала соглашается, побуждаемая Элюаром, на "любовь втроем" с немецким художником Максом Эрнстом. Но этот странный союз не приносит ничего, кроме боли. Гала больше не нужна идеальная любовь. Она отдается романам, путешествиям, нарядам и становится "блестящей распутницей". 
БРАКУ с Элюаром шел уже 12-й год, когда в 1929 году друзья представляют Элюару и его жене странного молодого испанца, художника. Тощий, с длинными, лихо закрученными усами, но стеснительный и боязливый до робости, до невроза (он даже улицу перейти боялся и ездил все время на такси), этот человек казался чудаком. Да еще его неприятная экстравагантность в одежде: женские буфы на рубашке, бусы... Психопат? Сумасшедший? 
Сразу ли она распознала в нем гениального художника? Трудно сказать: едва ли тогда хоть кто-нибудь мог поручиться за будущее Дали. Но Гала с ее дьявольской интуицией сразу угадала в нем незаурядную личность. Отныне цель ее жизни в том, чтобы эту личность выпестовать. И она, веря в свою судьбу, оставляет богатого, но нелюбимого мужа, дочь, изящное общество для того, чтобы на несколько лет уединиться в испанской глуши, в сельском доме, посвятив себя этому нелепому человеку! Прожив там полгода, Гала понимает, что здесь у ее избранника нет будущего, и они возвращаются в Париж... в квартиру Элюара, где тот живет с дочерью Сесиль. Так, вчетвером, они проживут еще 6 месяцев... 
Но этот "съежившийся в кресле", падающий по нескольку раз в день человек, не удовлетворял Гала. И она приняла решительные меры. В январе 1930 года они с Дали запрутся на месяц в отеле "Карри-ле-Руе" под Марселем, открывая двери лишь раз в сутки, чтобы принять от служителей дрова для камина и обед. Между сеансами неистового посвящения Дали в служители "Богини Гала" она гадала ему на картах - желая удостовериться, что на этот раз судьба к ней благосклонна. Отныне она с гением, которого создаст сама и который обеспечит ей блестящее будущее. 
Гала и здесь проявляет самоотверженность. В Париже в 1930-м, пока к Дали не пришла мировая слава, семья живет в страшной нужде. Гала обходит галереи, без устали предлагая картины Дали, невероятными усилиями создает группу из богатых эстетов, которые приносят ее мужу постоянные заказы. Она уговаривает, рекламирует, ангажирует, продает, создает - и к середине 30-х годов неимоверные усилия начинают приносить плоды. 
Дали становится крупнейшим художником своего времени. И на многих его полотнах - она, единственная муза, сделавшая его мужчиной и признанным гением, его Гала. В образе Богоматери и Венеры, Елены Прекрасной и Вечной Женственности, она переходит из картины в картину как наваждение, как заклинание, как талисман. 
Но, бессмертная на картинах, в жизни Гала, как и все, стала стареть. Для нее это была настоящая трагедия. Все свое время она посвящала косметическим процедурам, гимнастике, массажам. И любви - но теперь в успокоительных целях. Дом Дали был переполнен молодыми художниками и скульпторами. Молодые платные любовники становятся ее постоянной свитой. Сам Сальвадор сквозь пальцы смотрит на поведение жены. Тем более что в доме немало и молодых хорошеньких актрис, среди которых и Аманда Лир. 
Предчувствуя свой конец, Гала просит Аманду поклясться на иконе, что после ее смерти девушка выйдет замуж за Дали. Лир дала согласие - она боялась этой женщины, о которой говорили, что та колдунья и что сам Дали заколдован ею... 
Конец ее был печален. Гала все чаще падает и в конце концов ломает шейку бедра и оказывается в больнице. 10 июня 1982 года ее не стало. Госпоже Дьяконовой - мадам Элюар, сеньоре Дали было 88 лет. 
Ради Гала Дали совершил подвиг. Он нарушил закон, изданный в 40-х годах во время эпидемии чумы и запрещавший перевозить тела умерших без разрешения местных властей. Покойную завернули в одеяло и посадили, как живую, на заднее сиденье "Кадиллака", рядом с сестрой милосердия. Договорились - если машину остановят, они скажут, что Гала умерла по дороге в клинику. Через час добрались до Пера, где все уже было готово к погребению. В торце склепа виднелись гипсовые лошадиные головы, человеческий торс и скульптура жирафа. Перед ними - две могилы. Вторая - для самого Дали. Забальзамированное тело Гала положили в гроб с прозрачной крышкой и в 6 часов вечера похоронили...